В начале июня в типографии «Пешта» был успешно напечатан первый тираж IML-упаковки с нанесением на нее Data Matrix кода.

Руководитель отдела продаж – Алексей Бусыгин – дал небольшое интервью, в котором он отвечает на самые популярные вопросы по маркировке.

Алексей, расскажите для чего вообще необходима маркировка, какие преимущества она дает?

Маркировка необходима в первую очередь для безопасности жизни и здоровья потребителя. Он может не сомневаться в легальности приобретаемых продуктов. Через приложение любой гражданин сможет сообщить об обнаруженной нелегальной продукции, и эта информация будет передана в соответствующий контрольный орган.

Легальные производители и импортеры, участвуя в национальной системе маркировки товаров, получают рост выручки и повышение конкурентоспособности, благодаря снижению доли контрафакта и контрабанды на рынке. Бизнес сможет отслеживать движение продукции и экономить на логистике, оптимизируя поставки и складские запасы на основе актуального статистического материала о сезонности, интенсивности и географии продаж. В результате сократятся издержки и увеличится производительность труда.

На уровне государства маркировка товаров обеспечит сокращение «теневого» рынка, повышение налоговых платежей и таможенных сборов, снижение расходов на организацию контроля товарных рынков.

Таким образом, получается, что всем компаниям необходима маркировка?

Это не совсем так. Из официальных данных мы знаем, что к 2024 году должны быть промаркированы практически все потребительские товары, которые производят и импортируют. Сейчас же ситуация складывается следующим образом:

2020 год:
Табачная продукция
Обувные товары
Лекарственные препараты
Духи и туалетная вода
Фотооборудование
Шины и покрышки

2021 год:
Некоторые виды одежды, постельное белье и полотенца - 1 января 2021 г.
Мороженое и сыры - 1 июня 2021 г.
Велосипеды и велосипедные рамы - 1 сентября 2021 г.
Молочная продукция сроком годности более 40 дней - 1 сентября 2021 г.
Минеральная вода - 1 декабря 2021 г.
Молочная продукция сроком годности менее 40 дней - 1 декабря 2021 г.

2022 год:
Прочая питьевая вода - 1 марта 2022 г.
Фермерская молочная продукция - 1 декабря 2022 г.

Видя тенденцию развития ситуации, могу сказать, что практически всем бизнесам необходимо быть готовым к маркировке.
Алексей, можете рассказать нашим читателям о том, как работает Data Matrix код?

Цифровой код Data Matrix содержит две части - код идентификации, который определяет товар в системе, и код проверки или крипто-хвост, который генерируют в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) индивидуально для каждого товара. Через цифровой код Data Matrix можно проследить все процессы производства товара - от конвейера до магазина, который продал товар потребителю. Серию уникальных кодов нельзя предсказать, а сам цифровой код не будет повторяться в течении 5 лет после продажи товара. Система фиксирует все данные товара, их невозможно удалить или скорректировать благодаря отечественным криптотехнологиям.

Почему производители не могут наносить QR-код вместо Data Matrix? Есть какие-то отличия?

Data Matrix код является более надежным с точки зрения уровня коррекции ошибок.

Data Matrix код может содержать до 2335 буквенно-цифровых символа, а QR-код - до 4296 символов. При этом Data Matrix код на 30-60% меньше по размеру, чем QR-кода (согласно независимым анализам). Минимальным рекомендуемым размером для печати Data Matrix кода является 10*10 мм, для QR-кода - 28*28 мм.

Получается, что есть какие-то определенные требования к макетам, связанные с печатью Data Matrix?

Разумеется, есть определенные требования к макету для корректной печати с нанесением маркировки. Назову некоторые из них:
- Для нанесения кода маркировки необходимо оставлять свободное белое поле, не содержащее элементы дизайна, в том числе фон.
- Для обеспечения максимального контраста при печати на прозрачных и металлизированных материалах необходимо использовать белую кроющую краску в качестве подложки для свободного белого поля.
- рекомендованный размер кода маркировки от 12,0 до 14,76 мм,
- минимальный размер свободного белого поля от 14,4 мм (для кода 12 мм) до 17,712 мм (для кода 14,76 мм).

Также очень важно располагать поле для кода на плоских участках тары без ребер жесткости и других технологических элементов. Это необходимо для гарантированного считывания кода.

Полный список требований к печати мы всегда отправляем нашим заказчикам. В случае возникновения вопросов всегда проводим консультацию, по возможности даем рекомендации. Важная задача на этом этапе подготовить макет к дальнейшей корректной печати с использованием Data Matrix кода.

Расскажите, каким образом происходит печать кода именно в «Пеште»?

Код наносится на цифровом печатном оборудовании единовременно с печатью основного дизайна. Код покрывается лаком для защиты от механических воздействий на тару с упакованным товаром.

Алексей, скажите, в «Пеште» можно разместить код на любых материалах?

Мы можем разместить код на таких материалах как тубный ламинат, пленка для круговой этикетки, пленка для IML этикетки и на самоклеющейся этикетке.

Как проходит проверка считываемости кода в «Пеште»?

Проверка считываемости осуществляется с помощью технического зрения, установленного ЦРПТ на печатном оборудовании. Техническое зрение формирует отчет, который отображает класс считывания кода. На следующих технологических этапах операторы изымают этикетки с несчитываемым кодом и исключают их из отчета о нанесении.

Заказчик получает продукцию с гарантированно качественным нанесением кода и соответствующий отгрузке отчет о нанесении.

Скажите, есть ли какие-то преимущества для заказчика касаемо печати Data Matrix кода в Пеште?

Заказчик получает готовый отчет о нанесении Data Matrix кода. Также одним из наших преимуществ можно выделить лакировку кодов.
Очень удобно, что нанесение кодов маркировки происходит совместно с дизайном. Это и уменьшает время производства упаковки, и уменьшает процент брака.

Кроме всего прочего у вас нет необходимости заказывать отдельно стикеры и устанавливать оборудование для его нанесения кода на готовое изделие.

Важный вопрос, который интересует многих - на сколько увеличивается срок выполнения заказа с печатью кода?
С технологической точки зрения увеличивается трудоемкость заказа и скорость печати, т.е. печать дизайна с Data Matrix кодом занимает больше времени, чем печать аналогичного дизайна без маркировки.
На срок выдачи влияет только график печати.

Есть ли возможность печати тестового тиража?

Печать тестового тиража не только возможна, но и необходима для проверки считываемости при маркировке на разных участках тары. Код гарантированно считывается на плоских поверхностях без ребер жесткости и с максимальным контрастом.


И, конечно, главный вопрос - что необходимо, чтобы заказать печать с маркировкой в «Пеште»?

Для начала, необходимо быть подключенным к системе маркировки, запросить коды в ЦРПТ и предоставить их нам совместно с дизайном, адаптированным под нанесение маркировки.

И, конечно, позвонить или написать нам для дальнейшего заказа :)